Соединение труб из металла без сварки
Соединение труб из металла без сварки
Устройство трубопровода из металлопроката позволяет получить надёжную и крепкую магистраль. Однако не всегда есть возможность использования специального оборудования, а поэтому возникает необходимость провести соединение металлических труб без сварки. Такие работы вполне актуальны для мастера с небольшим опытом или в том случае, если требуется провести срочный ремонт магистрали.
О том, как соединить металлические трубы без сварки и как правильно соблюсти все рекомендации, в нашем материале ниже.
Важно: при помощи приведенных ниже способов можно соединять две и более стальных трубы. Главное строго следовать технике выполнения работ.
Преимущества соединения труб без сварки
Безсварное соединение стальных труб выгодного отличается от монтажа при помощи сварочного аппарата. И особенности заключаются в следующем:
Нет необходимости покупать или брать в аренду дорогостоящее оборудование;
- Экономия средств на услугах сварщика, а эти мастера, как известно, стоят недешево;
- Прочность соединения элементов магистрали без использования сварки не хуже, чем сварное;
- Кроме того, при безсварном монтаже двух и более отрезков труб из стали налицо герметичность магистрали для любого носителя.
При этом способов соединения металлического трубопровода без сварки три:
- Использование резьбовой муфты;
- Применение муфты «Гебо»;
- Использование ремонтно-монтажной обоймы;
- Затяжка фланцев.
Рассмотрим каждый из способов стыковки своими руками подробнее.
Резьбовая муфта
Если мастер имеет две стальные трубы, которые необходимо соединить в единую магистраль, то сделать это можно при помощи специальной муфты с резьбой. На первый взгляд становится непонятно, на какую де резьбу надевать эту самую муфту. Но профессионалы открывают секрет, как на гладкую поверхность стали нанести резьбу своими руками и соединить элементы в единое целое. Сразу отметим, что нарезать резьбу можно с помощью электрического оборудования (резьбонарезателя) или вручную с помощью плашек (лерки). И если с первым вариантом все ясно, то работа своими руками требует соблюдения определенной технологии. Итак, соединение труб при помощи резьбовой муфты выполняют таким образом:
- Две трубы, подготавливаемые к стыковке, следует тщательно очистить от пыли и грязи. Если на поверхности стали имеются старые сварные швы, их необходимо срезать или сточить специальным напильником. Также удаляется краска и прочие мешающие процессу составы.
- Теперь с торцов труб следует нарезать фаску, края которой будут сточены внутрь просвета тубы. Это позволит беспрепятственно надеть плашку для нарезания резьбы.
- На один из подготовленных торцов надеваем лерку и проворачиваем в пол оборота.
Важно: необходимо следить, чтобы летка была надета на трубу строго перпендикулярно её оси. Иначе резьба получится скошенной.
- Теперь отодвигаем лерку в обратном направлении на четверть оборота. Таким способом, продвигаясь понемногу, удастся нарезать резьбу на нужную длину на одной трубе.
Совет: при выполнении нарезки не забываем смазывать бороздки резьба любой технической смазкой. Это обеспечит плавный ход плашки и ускорит процесс.
- После того как на одной трубе будет нарезана резьба, формируем такую же и на другой трубе. При этом стоит понимать, что длина резьбы на одной из труб должна превышать в 1,5-2 раза резьбу на другой тубе. Это позволит легко и свободно надеть муфту и продвинуть её к середине соединения таким образом, чтобы трубы находились чётко в её середине и при этом образовывали крепкое соединение.
Надеваем муфту
Как только резьба на обоих торцах стальных труб будет нарезана, можно приступать к установке муфты с гайкой. Действуем по такой схеме:
- На резьбу, которая имеет большую длину, надевают сначала гайку, а затем и саму муфту.
- На торец второй трубы надевают вторую гайку.
- Теперь трубы подводят друг к другу и начинают проворачивать муфту в направлении другой тубы. В результате такого движения муфта должна навернуться на резьбу второго трубного элемента. Действовать таким образом нужно до тех пор, пока муфта не соединит обе трубы на одинаковое количество их длин с торцов.
- Теперь остается гидроизолировать места под гайки при помощи пакли или сантехнической ленты (ФУМ), после чего обе гайки вплотную придвигаются к муфте, образовывая прочное и герметичное соединение.
Важно: подобный способ стыковки стальных труб будет невозможен в том случае, если трубы уже смонтированы близко к стене, а их демонтаж не предполагается. В этом случае можно использовать один из нижеприведенных способов соединения магистрали.
Муфта «Гебо»
Подобный элемент выполнен в виде компрессионного фитинга. В кругах профессионалов такую муфту могут еще называть «гебу» или «гебра». Однако принципа действия это не меняет. Соединение двух элементов магистрали при помощи такой муфты несложное и при этом не требует каких-либо специальных инструментов или навыков.
Важно: муфта «Гебо» может быть выполнена как в виде хомута, так и в виде тройника. Последний удобен тем, что позволяет произвести разветвление магистрали любого назначения без лишних монтажных или ремонтных работ. Врез в систему при этом происходит быстро и качественно.
Работу выполняют по такой схеме:
- Сначала подготавливают торцы соединяемых труб методом зачистки от остатков краски, сварки, пыли и грязи.
- Теперь на один конец трубы надевают сначала гайку;
- Следом — зажимное, а после него и прижимное кольцо;
- Далее очередь за уплотняющим кольцом;
- И, наконец, на трубу накручивают (надевают) муфту до половины и затягивают гайку.
- Теперь осталось соединить обе трубы, надев на вторую все элементы в той же последовательности.
Готовое соединение пригодно к эксплуатации магистрали с любым носителем в ней.
Соединение труб ремонтно-монтажной обоймой
Такой элемент представляет собой хомут (седелку) в виде двух соединяющихся между собой металлических деталей. Такие половинки соединяются на трубе прочными болтами, образуя надежное и крепкое соединение.
Важно: ремонтно-монтажная обойма, так же как и муфта «Гебо» выполняется в виде стандартного хомута, либо в виде тройника. Последний также позволяет производить врез в систему без лишних трудозатрат.
Совет: ремонтно-монтажная обойма предназначена в большинстве случаев для срочного ремонта трубопровода при возникновении трещин, порывов или течей. Стоит лишь принимать во внимание, что обойму лучше использовать только в магистралях с низким давлением в системе.
Работы по монтажу выполняют таким образом:
- Подготавливаем торцы стыкуемых труб методом очистки их от краски, ржавчины или старых сварных швов. Поверхность труб должна быть абсолютно гладкой.
- Теперь на место стыка труб надевают резиновый уплотнитель, предварительно промазанный силиконовым герметиком в месте разреза. Резину надевают таким образом, чтобы между ней и поверхностью труб не оставалось зазоров.
- Поверх резинового уплотнителя надевают обе половинки обоймы и плотно стягивают болтами.
Важно: по такому же принципу на трубы из стали надевают муфту-хомут. Разница заключается лишь в том, что обойму стягивают болтами с двух сторон, а хомут — с одной.
Фланцевое соединение
Стыкование стальных труб при помощи фланцев — не менее распространенный способ безсварного стыкования участков магистрали. При использовании такого способа следует все действия выполнять в точной последовательности. Работы выполняют так:
- Поверхность подготовленных труб и фланцев очищают от копоти и жира. Поверхности всех элементов проверяются на отсутствие сколов, впадин, вмятин и царапин. Следует также осмотреть все стыкуемые элементы на предмет наличия коррозии.
- Все поверхности дополнительно шлифуются, чтобы удалить с них заусенцы и пр. Можно предварительно провернуть по всем резьбовым соединениям гайки и болты.
- Теперь следует проверить на целостность резиновую прокладку и установить её на место стыкования труб.
- На прокладки надевается фланец каждый на отдельный торец трубы.
- Затягивать фланцы болтами и гайками следует осторожно. От правильности выполнения затяжки зависит герметичность соединения. Для этого сначала слегка затягивают первый крепеж. Теперь необходимо произвести стяжку противоположного болта и гайки. Таким образом производят фиксацию всех пар крепежей, не усердствуя особо в силе затяжки.
Важно: если монтируется фланец с четырьмя болтами, то техника затяжки должна иметь вид крест-накрест.
При затяжке креплений стоит понимать, что напряжение от стянутых крепежей должно исключительно равномерно распределиться между всеми крепежами фланца. Иначе стык со временем разойдётся. Учтите, что в момент затяжки крепежей на каждый болт действует усилие, которое строго противоположно усилию затяжки соединения. Именно такой эффект способен привести к срыву резьбы при чрезмерном воздействии на гайки и болты.
Чтобы отрегулировать силу затяжки, можно использовать один из таких инструментов:
- Пневматический гайковерт;
- Натяжной механизм гидравлического типа;
- Динамометрический гидравлический ключ;
- Динамометрический ручной ключ.
Важно: контролировать силу затяжки крепежей вручную может только профессионал с большим опытом.
После того как трубы соединены при помощи фланца, можно запустить систему в работу. Но здесь стоит учесть, что будет налицо потеря силы затяжки около 10%. Этому будут способствовать вибрации в системе, перепады температур или усадка резиновой прокладки. В этом случае через 1-2 суток рекомендуется провести дополнительную затяжку крепежей в соответствии с первоначально достигнутым уровнем по нормативам.
Источник https://vodakanazer.ru/truboprovod/soedinenie-metallicheskix-trub.html